Точная дата закладки Дедовского храма неизвестна. При установлении первой даты отправным пунктом послужило предание, связывающее построение деревянной Никольской церкви, существующей на месте современного каменного храма, с Казанским походом Ивана Грозного 1552 года. Поскольку, согласно преданию, церковь была построена после взятия Казани, условной датой решено считать первый год после возвращения из похода.
Во втором случае отправной точкой послужила «первое упоминание» Дедовской церкви в письменном документе – клировых ведомостях 1676 года.
Строительство Спасского храма в современном его виде связано с именем Матвея Осиповича Кравкова. От фамилии Кравковых происходит название находившейся невдалеке деревни Коробково. Кравковы становятся вотчинниками дедова и окрестных земель после II Казанского похода, что позволяет считать их строителями и древнейшей Никольской церкви.
Как свидетельствуют надписи на обоих дедовских чудотворных иконах (Святителя Николая и Нерукотворного образа), оклады на них были сделаны в 1679 и 1692 годах Матвеем Осиповичем Кравковым «в смертну избаву» или «убаву» и «на память родителей» его и его «грешной души».
Матвей Осипович Кравков – личность историческая. О ней можно написать целый роман. Он был вторым (после Шереметьева) русским полковником «новоизобретенных» Петром I солдат. До этого ни полковников, ни солдат в России не было. Само звание соответствует генеральскому. В Москве сейчас есть улица Матвеевская, названная в честь располагавшихся там казарм Матвеева солдатского полка.
Упоминание Матвея Осиповича Кравкова можно встретить даже у Александра Сергеевича Пушкина:
«Стрельцы между тем продолжали своевольничать. Они самовольно захватили стольника Афанасия Барсукова и солдатского полковника Матвея Кравкова, мучили их на правеже за мнимые их долги и дома их разорили».
Речь идет о стрелецких бунтах, закончившихся, как всем известно, жестокой расправой со стрельцами.
Может быть, эти бурные события, участникам которых очень не просто было разобраться, на чьей стороне правда, и послужили причиной того, что в благодарность Богу за «смертную избаву» полковник и построил в своем родовом имении церковь – Спасу Нерукотворному. Но пока об этом можно только догадываться, так как достоверных документов по этому вопросу нет.
По данным Епанчина, Муромского краеведа, конечно нуждающимся в дальнейшей проверке, современный иконостас в церкви был устроен в 1797 году, иконостас в приделе – в 1828 году, колокольня – в XIX веке, не позднее 1880 года (может быть, в 1847 г.). Церковная сторожка для приема паломников, издалека приходивших поклониться Спасителю, построена в конце XIX или начале XX веков. В 1959 году дедовская церковь была расписана Муромским художником А. И. Молчановым.
В 1875 году в Дедове была построена церковно-приходская школа. В 1896 году в ней было 17 учеников. Школа находилась севернее церкви. Известно, что занятия в ней долгое время вела супруга художника-передвижника А. И. Морозова, автора картины «Выход из церкви в Пскове». В Дедове Морозовым были написаны картины «Поля зеленой ржи», «Хозяюшкины заботы». В начале XX века мать художника основала в Дедове небольшую монашескую женскую общину, судьба которой после революции неизвестна.
Нет комментариев
Добавить комментарий