Статьи

Озеро Свято

Однажды между 1691 и 1764 гг. Русаки с монастырем, окружающими лесами и полями, провалились. В это время в церкви шло венчание, и когда земля стала проваливаться, то пустая тройка лошадей рванулась с места и, умчавшись, спаслась.

 

Молодые венчались тайно, без согласия родителей. На месте Русаков образовалось озеро Большое Свято или Святое озеро. Легенда говорит, что иногда ночью и ранним утром слышится праведным людям со дна колокольный звон и церковное пение. А в полночь при луне в озере виден церковный золотой крест.

 

В восьми верстах от Русаковского монастыря находилась Троице-Перемиловская мужская пустынь – Монастырек, основанный в 1552 году. Монахи этой пустыни и Русаковского монастыря вырыли подземные ходы. Говорят, для амурных похождений. После провала Русаков они заполнились водой. Монастырек  закрыли в 1764 году и превратили в погост. Ныне здесь поселок Судострой.

 

Рядом с Большим Свято есть маленькое круглое озерцо. В нем, как говорят, когда-то явилось изображение Иисуса Христа. В память этого события паломники назвали озерцо Святской  головой. На берегу Святской головы растут три сросшиеся березы – символ Святой Троицы и 12 сосен – символ 12 апостолов. Летом 1972 года над озерцом явился огненный столб.

 

После провала из монастыря стали всплывать иконы, в том числе чудотворный Нерукотворный образ. Его прибило к берегу, и после этого он явился на дереве какому-то старику. Старик рассказал об этом, пришли крестьяне, сняли образ с дерева и перенесли в дедовскую церковь, где он находится и сейчас, в местном ряду иконостаса холодного храма, между Царскими и южными вратами. Серебряная чеканенная риза сделана после 1863 года. Три раза крестьяне соседнего села Спас-Седчено брали к себе этот образ, но он каждый раз возвращался в Дедово.

 

Через много времени после провала какой-то мужик поехал удить рыбу на Большое Свято. Выехав на середину и закинув удочку, рыбак задел за что-то твердое. Не думая долго, он начал тащить свою добычу и вытащил длинный конец веревки, другой ее конец, однако, не показывался. И чем больше тот тянул, тем длиннее становилась веревка. Уже вся лодка была нагружена ею, а конца все не было. Крестьянин рассердился и что-то выкрикнул. В это время из воды показался крест. Мужик в ужасе отпрянул назад и лодка опрокинулась.

 

Летом 1972 года некой крестьянке Муромского уезда Буяновой и старушке из Слободы было видение, что расступилось озеро, и открылась дорога к острову. Русаки существовали в восточной части озера. В середине 60-х гг. XX в. в этом месте экспедиция водолазов обнаружила деревянный пол с перпендикулярно стоящими на нем дубовыми столбами, как колоннами, а к полу приделана длинная цепь.

 

В пяти верстах от Дедова находится деревня Корниловка. Не ранее 1881-1882 гг. в ней явилась чудотворная икона Св. Параскевы-Пятницы. Ее перенесли в дедовскую церковь, но она снова явилась на прежнем месте. Множество народа стекалось сюда из окрестных деревень и сел для поклонения чуд

отворной иконе. Служились молебствия; совершались чудеса и много было исцелений.

Неизвестно, сколько времени икона здесь находилась, но вдруг бесследно пропала. Долгое время она разыскивалась, однако безрезультатно. Спустя некоторое время икона снова появилась 

 на прежнем месте, и из-под нее забил святой родник. После оказалось, что икона была украдена крестьянином из соседнего села, у которого впоследствии отсохли руки от такого поступка. На месте обретения иконы крестьяне воздвигли деревянную часовню, в которой поставили копию чудотворной иконы, а подлинник перенесли в церковь села Спас-Седчина. 

В 30-х гг. церковь в Спас-Седчине закрыли. Не перенеся этого, церковный староста Барабанов собрал ценные книги, иконы и где-то их спрятал, а сам бросился с колокольни и погиб.

 

Чудотворная икона после закрытия церкви была перенесена в дедовскую церковь. Она находилась в теплом храме за кануном, в углу, на аналое. Родниковая вода в Корниловке святая, чудотворная, употребляется только для питья. Издавна на краю деревни, где явилась чудотворная икона, селились вековуши – старые девы, потерявшие надежду выйти замуж. Одна из этих дев вздумала стирать белье в святой воде, и родник мгновенно исчез. Крестьяне стали молиться, устраивать крестные ходы вокруг этого места, и родник снова забил, правда, много дальше от этого места.

 

После революции часовню закрыли и сожгли. Накануне закрытия часовни корниловской крестьянке Евдокии Шуваловой явилась во сне Св. мученица Праскева-Пятница и повелела ей взять из часовни копию чудотворной иконы себе в дом. Та послушалась и взяла.

 

После войны председатель колхоза воздвиг на прежнем месте каменную часовню-столбик. Раз в год, в четверг, часов в 5 вечера, копию чудотворной иконы выносили из избы, проносили по деревне и ставили в часовне, где перед ней читали акафист Св. Мученице Параскеве-Пятнице. На это торжество в Корниловку собираются масса паломников, которые приезжают даже издалека. После акафиста паломники идут в Дедово, где ночуют, а утром идут на Святскую голову, а потом купаются в Большом Святее. В Корниловке перед иконой остаются несколько человек, которые читают всю ночь, а утром уносят икону обратно в дом.

 

11 июня 1969 года, в четверг, накануне девятой пятницы, две крестьянки из села Благовещенска Муромского района шли из Корниловки в Дедово. Отстав от остальных паломников, они тихонько брели по дороге. В пути застала их ночь. Вдруг они увидели огонек и, приблизившись к нему, обнаружили шатер. Войдя в шатер, паломницы увидели двух старичков в старинных крестьянских одеждах и лопаточках. Богомолки попросились переночевать. Старички пустили их, накормили, потом долго молились и, наконец, уложили на старинных кованых сундуках. Одна баба спросила, что же старички хранят в сундуках. А старцы ответили: «Открой и посмотри!». Бабы открыли сундуки и увидели кресты, в одном – нательные, в другом – наперсные. Крестьянки удивились, а старцы ответили:

«Это миряне и духовные побросали свои кресты, а мы подбираем». Крестьянки попросили их научить молиться, а старцы ответили им, что де читайте «Отче наш» и «Богородице»,после этого паломницы уснули. Наутро, пробудившись ото сна, они обнаружили, что лежат на сырой земле в чистом поле у дороги, и ни старцев, ни шатра нет. Тут они поняли, что старцы были не простые, а один из них даже был похож на Николу. Каким его рисуют на иконах. Помолились женщины, и пошли дальше.

 

В 1995 году икона в Корниловке мироточила.

Нет комментариев

Добавить комментарий