Статьи

Ушла под землю Русь, образовав озера...

Стройные, коричнево-красные сосны и, произведение их молчаливого искусства - такая же цвета темного янтаря прозрачная вода...

Это вряд ли кому известное - кстати, самое большое карстового происхождения озеро Нижегородской губернии, тем не менее хранит о себе очень любопытные предания и легенды.

Некогда на его месте существовало богатое торговое село Русаки. С монастырем. Причем, кроме озера, теперь, где по преданию находился "Алтарь черквы", - небольшая, как бы отрезанная полосой мертвого сушняка гниющих деревьев - палок болотинка. Местные верующие всегда заметят, что болотинка здесь, дабы не купались. А старые люди добавят, что раньше Главу соединял с озером коротенький ручеек Шея.

 

 

Святская Голова, действительно, абрисом напоминающая некий овал лица. С власами... Как на чудотворной иконе Спаса Нерукотворенного Его образа, что в храме соседнего с озером села Дедово - 1 км на север от озера.

"Когда-то в нем явилась голова Иисуса Христа". Образ был чудесно обретен на берегу на дереве каким-то стариком, и дедовские крестьяне с молебном перенесли Его в свой Храм.

А из машинописи известного муромского краеведа А.А.Епанчина мы можем узнать, что в середине 60-х водолазы спускались на дно и на месте, где по преданию находились Русаки, обнаружили деревянный помост со стоящими на нем четырьмя деревянными же столбами. К полу приделана "длинныя чепь".

На вопрос об этом инструктор подводного плавания В.И.Ганкин в письме отвечал, что ничего подобного рода не слышал, однако знает, что "кто-то" из водолазов в какой-то части озера действительно находил место, где "не доставали дна". Нырять же туда водолаз сей испугался.
 

Можно предположить - это была карстовая пещера. Хотя местные говорят прямо - у озера есть второе дно. Причем, в подтверждение рассказывают историю о щуке, которую специально кольцевали, отпускали в озеро, а потом одного такого хищника выловили под Астраханью (или в Ростове-на-Дону?), что естественным образом совершенно невозможно, ибо с Окой озеро не сообщается. Конечно, если позабыть, что карстовые почвы кругом.

Так, возле современной дедовской Церкви колодец, из которого, как говорят, и днем, наверное, можно увидать звезды, ибо глубина его не менее 20-15м. А причина та же. Меловые отложения. Карст.

И все же, при первом, самом поверхностном взгляде в глаза бросаются пересечения нашего предания со Сказанием о невидимом граде Китеже: "Цел и невредим стоит монастырь с селом на дне озера да только невозможно человекам сего видети. Лишь в день Страшного Суда поднимется монастырь с селом на Небо..."


Рядом с озером Большое Свято, называемым еще Новое Свято, в 5 км возле деревни Малышево есть Свято Малое (Старое Свято), дорогу к которому без помощи местных жителей читателю найти вообще удастся навряд ли. Да и многое подобное светлоярскому здесь можно услышать на каждом шагу - "однажды (великое это слово - однажды! – Сергей Чесноков) на поверхности Большого Свята загорелись свечи и лампады..." Совсем недавно являлся семисвещник. И точно так же, еще на памяти наших родителей, богомольцы обходили озеро, которое, заметим, во много раз Светлояра поболее. Площадь водного зеркала Б.Свято ок. 136 га. 1,5 км с севера на юг и 2 км с запада на восток. 

 

Праведным людям и сейчас возможно услышать колокольный звон и пение церковное, а при луне на дне озера, вода которого действительно необычайно прозрачна, увидеть и золотой церковный Крест. Однако кто будет взыскателен к нашему озеру уже слишком, мы попросим с документами в руках проверить следующую гипотезу.

 

Ученые скептики считают, что светлоярское сказание составлено попами Федоровского монастыря, однако мы со своей стороны можем предложить иное решение. А что, если реальным фактом, подтолкнувшим последних к столь смелому мифотворчеству, было событие провала под г.Муромом? Хотя, конечно, не мифотворчеству. Ибо и в наших местах интерес к преданию естественно оживает, когда происходят факты, подобные тому, как этой весной на одном из дедовских огородов провалилось зараз три яблони, которых даже макушек хозяева больше не видели. Не с Луны взяли свою версию и мы, т.к. неизвестно, из каких расчетов полученная дедовским старостой Митиным датировка провала Русаков между 1691 и 1764 гг.


И точно так же кто "порационалистичней" усмотрят в этом всего лишь отраженье солнечного отражения... Хотя другие при купании иногда за него и задевают.

Из уже цитировавшейся - курсивом - машинописи Епанчина:

"Когда-то из воды поднялся золотой Крест и снова скрылся. В другой раз явилась над озером Икона. Летом 1972 г. крестьянкам муромского уезда  Буяновой из села Борисова и старушке одной пригородных слобод было видение - расступилось озеро и открылась дорожка к острову 12 Апостолов (...) Летом 1972 г. над Святской головой явился огненный столп (...) Летом 1991 г. на озере была группа экстрасенсов. Одной молодой девице было видение. Из озера вышли мужчина и женщина с Нимбом, а затем она увидела Церковь на холме, сцену провала озера и мчащуюся тройку. По преданию, у старцев-дедов был обет ходить молиться в церковь только по подземному ходу.

 

Есть еще одно старое сказание, что у старцев жили трудник Иван с женой Степанидой, и один раз им на крыльцо подкинули младенца-девочку, которую  они назвали Анастасией. Когда Настенька выросла, стала она красавицей, полюбился ей молодой князь, приезжавший в монастырь на молитву. Просили они благословения старцев на женитьбу, и одним из условий последних было, кстати, чтобы прожить у них три месяца и вместе с ними исполнять обет. В день провала княжич как раз и шел навстречу Насте и его завалило. С тех пор доносится иногда у озера плач. Это Настенька оплакивает своего возлюбленного.

 

Другие рассказчики считают, что тут же пришли, откуда ни возмись появившиеся татары, и замуровали Настю в одном из ходов, потому -то и слышен у озера её плач. В те же подземные ходы сейчас набралась вода и часть их - маленькие озерца - Окнища, коих действительно целый ряд по лугам вплоть до протекающей в двадцати верстах Оки. 

 

Но даже для нашей озерной средней полосы дедовские сказания бесспорно оригинальны и самобытны. И прежде всего, поражают они своей удивительной священной географией. Озеро, говорят, напоминает лежащего человека. 


На востоке - ноги - залив Рожек. По другому объяснению, ногами были две впадавшие с востока в озеро речки: Василевка и Черна. О происхождении этих названий повествует особое сказание о незаконнорожденном княжеском сыне Васильке, который, не зная, что это его мать, приревновал ее к отцу, хотел убить, а узнав, кто она, бросился в реку. В другую, с горя бросилась черемая красавица цыганка-мать (Марианна), оттого-то вода и почернела. Сейчас эти совсем измельчавшие "речки", во-первых, с трудом отыскать, ибо берега поросли бурьяном и мусором, отчего, во-вторых, вода в них стоит, еще чернее, чем в озере и зловонна.

 

На западе - уже упоминавшаяся Святская Глава (иногда называемая также Петровой).  По преданию, в разное время поклониться озеру приезжали первый Император Российский Петр Великий и первый Царь Русский Иоанн IV Васильевич Грозный. Последний, когда "шел Казань воевать", или, что вернее, когда уже Царство из нее "повынес" - не больше - не меньше как построил первый дедовский каменный Храм в честь святителя Николая Чудотворца. Денег дал и мастеров оставил. Все это по просьбе живших тогда там в землянках седовласых старцев ("дедов"), которые, видимо, как-то связаны с таинственным монастырем Русаков.

 

Местное предание упоминает также, что это были некие, обратившиеся ко Христу волхвы-кудесники, которых, будто из-под земли выросших, и встретил по пути в Казань Грозный Царь. Другие считают, что это были принявшие правую веру, т.е. обрусевшие татары-мусульмане. В доказательство приводят луну под крестом на второй дедовской Церкви (современный большой летний придел в честь Спасова Нерукотворного образа), которую построили уже "строители дедовские" - помещики братья Кра(о)вковы - в основном Матвей Карман.

 

На гербе этой старинной русской фамилии (сейчас очень редкой, сохранились только прямые наследники, живут в г.Москве) золотая ограда (решетка) и пеший воин в латах, пронзающий в левой руке держимую змею.

 

Село Дедово с другими деревнями, по всей видимости, было дано Кровковым за участие в Казанских походах Ивана Грозного, сделавшего возможным колонизацию этих в общем-то тогда пустынных и беспокойных казанскими татарами земель. Отчего даже в нач.XVII в. эта приокская местность была еще настолько безлюдной, а берега рек настолько заглохшими от лесов и кустарников, что славилась своими бобровыми гонами.

 

Любопытно, что во времена Смуты этот, по выражению летописей, известный своей "хитроделательностью" на государевой службе род в лице Фомы (а также его брата Осипа Сумина Калиты) проявил себя тем, что в 1607 г. по его совету водой протекавшей рядом реки Упы были затоплены засевшие в Туле самозванцы Иван Болотников, "царевич Петр" и Илейка Муромец.

 

И хотя на радостях "взятие Тулы праздновалось, как в свое время взятие Казани", сам виновник или герой торжества никаких почестей ни материальных наград, кроме прозвища Мешок (землю для плотины предложил носить мешками), не получил. Равно как малоизвестным осталось имя этого рода в истории Русской.

 

В другой раз оно всплыло совсем недавно в Московском Доме Ученых в связи с поиском истоков российской регулярной армии, когда выяснилось, что командиром I-го <новоизобретенного> (не стрелецкого) Матвеева полка - позже названного Бутырским - был второй (после Шепелева 1677 г.) русский генерал, уже упоминавшийся нами Матвей Осипович Мешок. Возвращаясь в коробковские владения под былинным городом Муромом, укажем и еще на одно переплетение - дедовский колокол был сделан мастером Феодором Моториным. Да, да. Именно его прямые потомки Иван с сыном Михаилом отливали в 1733-1735 годах Царь-Колокол. Еще не звонивший... 

 

 

Многочисленные острова. Самый большой среди оных - Красный, или Дикий, что по словарю Даля, кстати, одно, второе его название - остров Любви. Несколько плавучих, две мели, множество поименованных заливов. По преданию, через все озеро где-то есть брод.

 

Среди прочих странностей озера назовем необычайно высокое содержание серебра. Особенно в Святской главе. Об этом свидетельствуют данные 1920-1921 гг. полученные в результате экспедиции крупнейшего в то время ихтиолога проф.В.И.Жадина. Возможно именно эти исследования породили целый свод преданий о дедовских кладах.



 

Нет комментариев

Добавить комментарий