Статьи

Легенды Озера Свято

Одна из местных жительниц вот как рассказывала:

 

Расскажу-ка я вам сказку, то не сказка, может, быль. Да про те места родные, там, где Дедово стоит. В очень давние времена, все кругом леса, леса, непролазные болота, волки в той глуши бродили, а людей не видно было. Только старый монастырь, где теперь церковь стоит, очень старый и глухой. Жили тут седые деды. К этим старцам на поклон и со всех, со всех сторон приезжали на конях, ну, а многие пешком. Не простой, честной народ, все дворяне да князья (Святые старцы, от этого и пошло название озера «Свято»). Думается, что эти старцы были раскольники. Старые люди называли их святыми, прозорливыми. К ним приезжали за советом, говорили так, что кто здесь побудет, то исполнится любое желание. По этим старцам и дедам и названо село «Дедово», а на месте, где стоит церковь, был разрушен временем монастырь или скит.

 

Привозили старцам этим много разного товару, лен и всякую резу, ну и разную еду. Старцы жили очень глухо, чтоб попасть к ним на поклон, долго, долго ждать пришельцам приходилось у ворот.

Был тут сторож их надежный, то Иван - слуга их верный. Доверяли те Ивану, через него и на прием, проверяли долго-долго, чтоб открыть им дверь потом.

 

А в лесу глухом, глухом стоит церковка одна, приходили эти деды на моление туда. Да не прямо - тайным ходом, целу версту по нему, черным ходом под землею, чтоб невидно никому. А Иван-слуга, надежный, со Стефанидою своей жили тихо, очень тихо, детей не было у них. Только старцы взаперти, а кругом-то ни души. А у них была избенка рядом тут же. Стефанидина работа - надо старцев накормить, постирать, сварить, только, только б угодить. Вот однажды вышли утром, а на самом то крыльце, что-то пискнуло такое там, в завернутом тряпье. Развернули: ну и чудо! Это бог им помощь дад ну- да, девочка, и что же, все равно хоть кто-нибудь. Ну и было им заботы, и от старцев нет житья. Чье дитя и откуда, где родилось и когда. Повалились оба в ноги помогите - это наш, Стефанида разрешилась, тут-то все и объяснилось.

 

Вот и выросла девица, не девица, а краса. Высока, стройна, румяна, и земная красота все одной как бы дана. Ну а к старцам, что за чудо, каждый день народу там, молодые-то дворяне, и князья, и богачи. Приезжали молодцы да красавцы удалые. Полюбили очень Настю, что росла в лесу, в глуши, привозили ей подарки, оставались помолиться, чтобы Насте полюбиться. Ну а Настя среди прочих разглядела молодца. Статен, честен и бесстрашен. Красота - вот так и скажешь. Полюбил он очень Настю, очень часто приезжал, так об Настеньке скучал.

 

Не задумывались с Настей, как же быть? Он князя сын, а ведь Настя, кто ж она - роду черного она. Все же молодость взяла, полюбилися они, да не просто, на всю жизнь. Время шло. И вот однажды молодой князь прикатил к старцам, прямо объяснил. Без утайки, помогите, все отдам. Не мила мне темна ночь, мне без Насти жить невмочь. Деды слушали его, да боятся одного, ведь родитель кто его, не скажи, чуть что - того. Приказали ему деды целый месяц с ними жить, да молиться на коленях, да и в церковку ходить. Только тайно, только с ними, черным ходом, как они. Молодец на все согласен, лишь бы Настю замолить да и в жены получить. Дело шло уже к концу. Настя ждет и не дождется, вместе с матерью пошла, но не тайно по дорожке, прямо, прямо по леску. Вот подходят, что за диво - ничего.

 

Только озеро «Святое» разлилося широко. Нет ни церкви, ни старцев, и любимого уж нет. Как упала Настя наземь и не помнит ничего. Сколько дней в бреду лежала, Богу весть. Зима настала, а весною родилась у Насти дочь. Приказал тогда родитель людям, там, где прежний монастырь - церковь строить. Наверху - крест, и блестит издалека полумесяц. Крест-то князю, ну а Насте -полумесяц, нечестивица она. Ну, а князь тот известный, где погиб тут сын его, чтоб и церковь тут стояла, и село росло бы тут. Да из разных поселений собирались люди тут и дома тут стали строить кругом-то церкви новой в честь дедов, жили. Растет Дедово-село. От людей тех самых и фамилии пошли.

 

Там, где сейчас находится озеро «Свято», раньше, как гласит предание, находилась церковь в виде часовен (деревянные) или монастырь. Большая часовня находится там, где сейчас середина озера, а около расположены маленькие; даже там, где сейчас «Святая голова», была часовенка. Говорят, что Свято имеет форму человека: голова, туловище - и речки: Черная и Василевка - ноги. Старцы ходили в эти часовни молиться, только черным ходом. Такая у них была заповедь. Так говорят в народе, что подземный ход шел из монастыря, что в Дедове, до местечка «Красное». Два варианта: есть на озере остров «Красный» и место около муромской турбазы также называется «Красное», а, может, это вместе называлось «Красное». Но куда шел подземный ход, неизвестно, но он был.

 

Митин Григорий Иванович (прадед Карповой Тамары Петровны) долгое время работал старостой в  церкви, и однажды при ремонте церкви он наткнулся на заброшенную дверь и хотел на досуге разобрать и посмотреть, но священник запретил. Говорят, что с образованием озера перестал существовать и подземный ход. Образование озера считалось явлением, как говорили, божьим наказанием. Настоящая церковь, что стоит в с. Дедово, построена примерно в 1697 г. (или 1693 г.). Процарапана под куполом надпись «мастер Григорьянов», а вернее, Григорьев. Первые люди, которые поселились в с. Дедово, были из д. Ильинское, которая уже давно не существует.

***

А время шло. И Дедово взрослело. И потянулись богачи сюда. Помещики, купцы еще богаче будут, богатства много, тут леса, поля, луга. И Дедово селишко небольшое, а погляди-ка, сколь имений тут. Вот Гладковых поместья за оврагом, чуть дальше - Каратыгины леса. Вот пастбище - быков был выгон, и к пруду шли они на водопой. А дальше лес стоял высокий, стройный, и Голубиха им владелицей была. Дворянкиных усадьба чуть подальше, а рядом Ушаковская земля. Куда ни взгляни - везде тут и повсюду кругом, кругом помещичья земля. Пройдут года, все в памяти сотрется, и названия останутся одни.

 

Но вот в России порохом запахло. Истории всем этой не забыть. И люди молодые к Марксу потянулись и по пути его прокладывали путь. И Дедово село хоть и в лесу, далеко, далеко от проселочных путей. И здесь влияние новых идей захлестнуло, и к революции уж виден путь. Влияние нового - да уж не скроешь, оно все ближе, ярче и светлей. Но и политика сюда проникла, хотя такая глушь. И сколько раз скрывал от глаз полиции передовых людей священник Аменицкий Александр. И ссыльные, политики народа, ученье Маркса передали сыновьям. Вот снова праздник, звон колокола слышно, и звон такой, что в Муроме слыхать, а это был пароль, и двое Аменицких, Дмитрий с Николаем, а третий парень Поздняковский был, это наш земляк - ученый Губкин, шли тайно где-то там по Муромской дороге. Пусть люди не забудут никогда, есть остров «Трех святителей» на «Святе», что те друзья его так нарекли.

 

На этом острове друзья по взглядам, ученье Маркса изучили тут и в тайнике скрывали те листовки, которые России открывали путь. Вот памятник стоит среди деревни (села), пройдись и поклонись тому, который много для России сделал, что не забыть за это никому. Тюрьмы, ссылки, но ничто их не сломило. Своих идей оставить не смогли. И где-то там, на севере с Финляндией граница, отправлен в ссылку Николай, отец моей подружки Юли Аменицкой. Мы вместе с ней росли, в одном учились классе, профессию одну избрали мы. Работали всегда мы рядом, сейчас на пенсии, воспоминанья начались.

***

А дальше все своим чредом катилось, и революции уж грянул гром. Все в жизни ново - битва и свобода. Что тут понять? Помещичья земля, луга, поля - все это вдруг народу. И радость тут везде, и ново все: непросто так понять народу. Колхозы стали строить на земле. Тут много было жертв по всей стране, так трудно рвать с отсталым прошлым. И здесь без жертв строенье новой жизни не прошло. Погиб трагически наш первый председатель (Первый председатель Дедовского колхоза «Красный активист» Яшин Филипп Яковлевич). Собранье было прямо в доме при детях. Убийца подошел к лампе «прикурить», и свет погас, убийца нож вонзил и прямо в сердце. Что поднялось тут: и крик людей, и плач детей. Их пятеро осталось со вдовою. Спасибо партии народу, что семье той помогла и всех детей поставила на ноги и образование всем дала.

 

Жена того убийцы-палача с детьми своими, на дорогу вышла: «Мой муж - убийца, нам в селе не жить, детей, меня, облейте керосином и подожгите, позору нам не пережить, пусть гибнут все, и вместе с ними я». Народ отхлынул: ведь не звери, но в чем ее вина, детей? А за злодейство то ему последнюю меру присудили.

***

А тут война, мужчины все на фронт ушли. И многие уж больше не вернулись. В селе остались вдовы, дети, старики да инвалиды, что вернулись вскоре. Кто без руки, ноги, обеих нету рук, каким пришел Сергей Кондратьев: «Как буду я без рук?» - он лучший столяр был. Ну, а теперь, как быть? Да устоял солдат - жизнь научила. Стал делать все, да так, другой не сделает руками. Работали, не покладая рук, и близко уж Победа. Победа вот она, пришла. И слезы, радость - все слилося. И вот уже отхлынула война. Жизнь потекла своим чередом и уж налаживаться стала. Но жизнь трудна, ну, что пустые трудодни, и жить невмоготу. И жали хлеб, а ели лебеду. И опустели земли деревень, и все это теперь не возродится. Все люди в городе - в деревню не заманишь калачом.

 

И скоро будет не село Дедово, а дом отдыха. Строительство идет таких домов, как дача.

Ну вот, я, кажется, кончаю, всего ведь не расскажешь здесь, но основное все вам рассказала.

 

Записано со слов дедовской учительницы Т.П.Карповой

Нет комментариев

Добавить комментарий